Внимание!!! Вы находитесь на старой, архивной версии сайта, перейдите на действующую версию сайта по адресу thram-m.ru

Главная страница    Святыни нашего храма     Схема проезда    8 (8332) 40-20-39 г. Киров, ул.Прозжая 27.            
История Храма Духовенство Приходская работа Фотогаллерея

   

        В 2012 году исполняется 25 лет со дня возвращения храма Православной Церкви, а в 2013 году - 25 лет со дня, когда храм был освящен и открыт для верующих жителей города и окончания работ по восстановлению дивного храма во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в селе Макарье (ныне в г. Кирове)! В нём отобразилась не только история отдельного храма, но и история всего Вятского края. Именно с его открытия начинается целая чреда возвращения и восстановления храмов города и области. Именно он стал «первой ласточкой» грядущих преобразований и надежд на то, что Святое Православие вновь стало возраждаться на Вятской земле.

     История возникновения прихода в селе Макарье Хлыновской округи начинается с середины XVII столетия. 15 апреля 1646 года Патриархом Московским и всея Руси Иосафом была дана храмозданная грамота на строительство деревянного храма во имя преп. Макария, Желтоводского чудотворца.

   Основателем прихода стал священник города Слободского Митрофан Коршурников, который решил «воздвигнути храм против Хлынова города за рекой за Вяткою близ мельниц Рязанцева с братьями да с Филипповых детей Котельникова подле речку Салтыковку на пустом месте». К сожалению документов, подтверждающих постройку этого храма, не сохранилось. Известно лишь, что спустя шесть лет, 19 августа 1652 года, Патриархом Никоном вновь была дана храмозданная грамота на строительство церкви в селе Макарье, где «на большой Слободской дороге стоит часовня».

  На этот раз инициатором строительства выступил сын священника Митрофана Коршурникова Елисей. В то время Елисей был священником Вознесенского собора в городе Слободском и «обещался на том часовенном месте воздвигнути вновь храм во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца».

    В 1656 году государь Алексей Михайлович пожаловал новому приходу 43 десятины 1575 сажен земли, в том числе 33 десятины сенокосной, 3 - пахотной и 7 – под лесом. Оживленный тракт способствовал быстрому росту села, развитию здесь торговли и различных промыслов. Деревянная, пришедшая в ветхость церковь уже не могла удовлетворить нужды прихода и вместить всех верующих. Селу требовался новый храм.

 

    22 мая 1698 года по благословению Преосвященнейшего Ионы архиепископа Вятского и Великопермского, вблизи с Макарьевской церковью заложили новую деревянную во имя Живоначальной Троицы. Владыка повелел рубить «верх на той церкви шатровый и алтарь сделать прирубной круглый к церкви, во алтарь построите трои двери царские, северные и южные и святые иконы поставить…» В 1700 году Преосвященный Иона скончался, так и не увидев заложенного им храма.
      На вятке уже с конца 1680-х годов начинается каменное строительство. Дошла очередь и до села Макарье. Спустя чуть более полувека со дня освящения деревянного храма, начинается постройка каменного. Храмозданная грамота на построение каменной церкви с приделом преп. Макария была получена 31 июня 1768 года от Преосвященного Варфоломея. Было решено «вместо обветшавшей …деревянной …Троицкой церкви, в то же именование каменную церковь по подобию других Греко-российских построить».
       Для выполнения строительных работ пригласили известного на Вятке каменных дел мастера «черносошного крестьянина Вологодского наместничества Устюжской области Двинской трети Ярокульского стану деревни Онисовой Данилу Никитича сына Горынцева». С 22 лет он являлся подрядчиком «при строении святых каменных церквей…а именно в селах Истобенском, Великорецком, Просницком, Раменском, Юрьевском, Екатерининском, Макарьевском за Моломою рекою и Сорвижском…» Для финансирования работ на первоначальном этапе были использованы 400 рублей из казны Троицкой церкви села Волковское. Заготовкой материалов и денежными вопросами руководил староста церкви отставной вахмистр Василий Трушков.

    По доношению от мая 1772 года два престола в трапезной вновь построенной церкви были готовы к освящению. Южный, в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», освящен 25 июля 1772 года, северный, во имя преподобного Макария Желтоводского Унженского чудотворца, освящен 1 ноября 1772 года.

    Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы освящен чуть позже - 25 июля 1775 года. Одновременно или вскоре после возведения храма была сооружена и ограда с великолепными трехчастными воротами.

  За крутым изгибом дороги на фоне пурпурно-голубого неба величественно высится Троицкий храм, логично вписывающийся в окружающую его невысокую застройку. Стремительный взлет главного купола и вертикаль колокольни легко и свободно разворачиваются в пространстве, стягивая к себе все перспективы равнинного ландшафта. Это единственный памятник на Вятке середины XVIII века, не подвергавшийся позднее перестройкам и дошедший до нашего времени в первозданном виде.

   Каменная Троицкая церковь стала ярким свидетельством того, что вятские мастера в значительной степени переработали и творчески обогатили опыт устюжских строителей.

    Клировые ведомости за 1872 год рассказывают, что причт церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. При церкви был каменный флигель, в котором имел квартиру пономарь, а прочие члены причта жили в церковных домах. Из сохранившихся документов 1915 года читаем: «Два дома каменные и два деревянные построены в 1893-1909 года». К началу XX века клирики жили в каменном доме, принадлежавшем приходу. На содержание своего духовенства храм не получил ни жалования от казны, ни оклада от прихожан. Духовенство содержалось на добровольную плату за исправление треб и сборы с прихожан различных продуктов сельского хозяйства. В приходе было 342 двора, в селе, двух слободках, в 27 деревнях и починках прихожан 1363 мужчины, 570 женщин – всего 2939 душ, из них духовных 30 человек, купцов – 5, мещан – 141, крестьян – 2765 человек. Была и собственная церковно-приходская школа, которая потом преобразована в земское мужское и земское женское училища.

    Листки страховой оценки 1910 года сохранили ценное для нас описание Троицкой церкви того времени. Это была каменная церковь, выбеленная снаружи, покрытая железом, покрашенная зеленой масляной краской, кресты и главки были позолочены. Внутри стены местами украшены живописью, пол из белого камня. Иконостас Троицкого придела почти 13 метров высотой. Иконостасы боковых приделов – около 3 метров.

    В 1914 году попечительство Троицкой церкви усмотрело, что храм стал тесен для прихода, значительно увеличившегося со времени постройки и открытия храма. Поэтому было решено провести реконструкцию церкви с учетом ее расширения. Для обследования здания и составления проектно-сметной документации был приглашен вятский губернский архитектор И.А. Чарушин. Проектом предполагалось пристроить к зимнему храму с двух сторон приделы, соединив их с центральным нефом широкими арками. В рапорте церковного попечительства Вятской духовной консистории от 8 марта 1915 года читаем: «Внутренние стены храма окрашены…краской небесного цвета…на своде храма два изображения: преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне, и явления Богородицы преподобному Макарию Желтоводскому. На передней стене храма над проходной аркой изображение Святой Троицы, по правую его сторону Богоматерь, по левую – Иоанн Креститель; выше их изображена Божия Матерь с омофором, в левом алтаре Тайная Вечеря, а над ней преподобный Макарий. Иконостасы обоих приделов теплого храма столярной работы 1771 года двухъярусные по 2 сажени высоты и 7,5 арш. длины. Царские врата покрашены краской в синеватый цвет, колонны, карнизы и резьба в них вызолочена на морданный лак, состоят из отдельных киотов».

    При обсуждении проекта на заседании Императорской археологической комиссии 7 мая 1915 года А.А.Спицин засвидетельствовал, что «фасад церкви в натуре очень хорош» и предложил разрешить перестройку только одного северного придела или ограничится разрешением устройства отопления. В.В. Суслов предложил разрешить проект с сохранением существующих сводов и устройством во всех пролетах столбов.

    В результате обсуждения пришли к единому мнению о необходимости реконструкции при условии сохранения существующего свода трапезной. Начались работы по подготовке к реконструкции храма.

  Осуществлению задуманного помешала революция 1917 года и приход к власти большевиков. С сентября по декабрь 1918 года в губернии комиссия по претворению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Комиссия ликвидировала 10 домовых церквей, 27 храмов перешло в ведение общин. 18 октября 1924 года отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР составил список памятников церковного зодчества Вятской губернии для постановки на учет и охрану.

   Троицкая церковь в этот список не попала. Поскольку она была занята обновленческим духовенством, поддерживаемым Советской властью, здание храма не было разрушено.

  Часть селений, входивших в состав Макрьевского прихода, перешла в подчинение тихоновских епископов, в частности, епископа Виктора (Островидова). 25 декабря 1927 года прихожане слободы Дымково обратились к епископу Виктору о принятии их в свое архипастырское окормление. Так продолжалось до 1940 года, когда обновленческий раскол стал угасать, а большинство общин распадаться. В 1940 году Троицкаяцерковь была закрыта. Большую часть церковного имущества передали в недавно образованный антирелигиозный музей. Здание церкви было переоборудовано в сельский клуб.

    После долгих лет забвения в 1975 году здание церкви привлекло внимание реставраторов. 11 августа 1975 года решением Кировского облисполкома здание Троицкой церкви было внесено в реестр памятников архитектуры местного значения. Одновременно с этим по проекту архитектора Л.Д. Лапкиной (г. Москва) Кировской специальной научно-реставрационной мастерской храм был частично отреставрирован. Оставаясь сельским клубом и библиотекой, он приобрел свой прежний облик.

 

 

    Вот как описывает внутренний облик храма в 1970-е годы, не задолго до передачи храма Приходу, одна из вятских искусствоведов Берова И.В.: «Пространство летнего храма буквально залито потоками света, льющегося через окна последовательно уменьшающихся восьмериков купола. Зимняя церковь, выстроенная в одну линию со стенами летнего храма, играет второстепенную роль в силуэтном абрисе, являясь связующей между летним храмом и колокольней, стройный столп которой гордо возносят восьмерик барабана и небольшой шпиль.

  Украшая стены храма, зодчие проявили максимум выдумки и фантазии. Колонны, «султанчики», восьмиугольные окна в тимканах лучковых фронтонов, «бровки» наличников с «хохолком» в завершении, рушники, балясины, сочный карниз и многое другое. Зодчий, используя ордерные мотивы, стремится к метрической организации декоративной структуры здания. Одновременно с этим элементы классического ордера он трактует согласно древне русскому пониманию».

 

     В кратчайшие сроки трудами правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Хрисанфа, секретаря епархии прот. Александра Могилева (ныне митрополита Казахстанского и Алма-Атинского), участием десятков прихожан-добровольцев Троицкая церковь пережила своё второе рождение. Стены вновь украшены Священными росписями, восстановлены лики святых в красивых барочных рамках, установлен иконостас.

Это храм стал одним из первых храмов, открытых в областном центре. Такое событие не могло пройти незаметно. Поэтому в этом же году Вятку посетили члены Конгресса США с целью зафиксировать столь удивительное и нехарактерное для Советской России событие.

   К всеобщей радости в 1988 году по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа Троицкая церковь вновь была освящена. За годы возрождения храм согрел своим теплом тысячи прихожан. Гостей города. Ежегодно сюда приходят паломники всероссийского Великорецкого крестного хода, отсюда жители Вятки провожают чудотворный список Великорецкой иконы Святитель Николая на берега реки Великой.

   В 1994 году Вятская земля встречала Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший посетил наряду с другими храмами и Троицкую церковь. 

    С 1994-2005 года на территории храма находиться Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь, под управлением настоятельницы игуменьи Софии (Розановой). Специально для монастыря был построен сестринский корпус с большой трапезной на первом этаже, сестринскими кельями на втором, и комнатой для гостей на третьем. Сестры несли послушание по храму и по хозяйству. В 2005 году решением Священного Синода был открыт Спасо-Преображенский монастырь, и сестры Александро-Невского монастыря были переведены в него на постоянное место. В том же году состоялось торжественное перенесение мощей Святителя Виктора в возвращенное Вятской епархии здание Преображенского женского монастыря.

    Не обошлось и без несчастий. В 1995 году часть зданий, находящихся на территории храма – епархиальная типография, столярная мастерская, котельная и др. складские помещения – сгорели во время пожара. В результате погибло много хранящихся там икон и различных ценностей. Размеры ущерба оценить было невозможно.

    В 2010 году Троицкая церковь отметила свой юбилей – 235-летие со дня ее постройки и освящения.

 

 

Расписание богослужений храма


Внимание!!! Вы находитесь на старой, архивной версии сайта, перейдите на действующую версию сайта по адресу thram-m.ru
Троицкая церковь города Кирова (Вятки) Вятской епархии Русской Православной Церкви